24 июня 2012 г.

Основная цель фирмы

Согласно финансовой теории, основная цель фирмы - это максимализация ее рыночной стоимости. Это твердят все серьезные книжки по финансам, с которыми я имел сомнительное удовольствие познакомиться. Их было не много, но если говорить о финансовой теории, то количество неважно, поскольку все они говорят одно и то же. Своей главной цели фирма может достичь разными способами: захватом рынка, оптимизацией своей структуры, привлечением талантливейших людей и много много способов еще есть для достижения этой цели. Их напридумывали сотни, но вот что мне кажется: они не работают. 

Я сейчас сделал очень спорное заявление, потому что не являясь экономистом в полной мере,  оспорил труды многих величайших экономистов. Но у меня есть на это право, и я им воспользуюсь. Мне кажется, что определение этой основной цели фирмы строится на стандартной экономической теории, основой которой является аксиома, что экономика - циклична. Да, история показывает, что это так. Будь то рыночная экономика, административно-плановая или еще какая-то другая, экономические достижения будут цикличны. Потому что мы живем не в вакууме, а на, по сути, живом механизме - Земле. То, что происходит с нашей планетой, отражается на нас. Если год был не урожайным - ВВП страны ухудшится, как ты не старайся. А если вдруг Россия объявит, что ее запасы нефти иссякают, мир сойдет сума, и вся экономическая система рухнет. 

В общем, цикличность Земли есть цикличность экономики. Но я решил абстрагироваться от экономических циклов, и подумать о самой сути становления главной цели фирмы. Для меня недавно стало очевидным, что основная цель любой фирмы должна быть не сделать ее максимально дорогой на рынке. Я уверен, что фирма должна делать упор на инновации. Но я не имею в виду только инновации технические. Я имею в виду инновации во всем. В том, как работают сотрудники, в менеджменте, в маркетинге, в производственном процессе, в капитализации и т.д. Я убежден, что если бы фирма стремилась не заработать как можно больше денег, а положила бы инновации в основе своей идеи, при правильной политике привлечения человеческого и физического капитала, ее бы ждал успех. На любом поприще. Потому что инновации увеличивают эффективность. Потому что инновации заставляют сотрудников думать, участвовать в процессе. Потому что инновации заставляют капитал работать по-новому.

Чтобы мочь ставить не самые популярные цели в фирме, необходимо не допустить ее захвата инвесторами. Потому что как только фирму будут контролировать инвесторы - главной целью фирмы станет как раз максимализация рыночной стоимости. Инвесторы не делают ничего, кроме как высасывают альтернативные возможности для фирмы. Это тупиковый путь. Это главная беда всех сегодняшних крупных фирм. Вторая по величине беда - безрассудный менеджмент. Очень часто интересы инвесторов и топ-менеджмента расходятся. Получается развилка: для фирмы хорошо одно, для инвесторов другое, для менеджмента третье. Это в корне уничтожает способность любой фирмы противиться внешним воздействиям и быть мобильной. Происходит застой. Потом может быть падение или подъем. Потом опять по кругу. Унылый цикл, который прервать уже будет очень сложно.  

Но самый главный вопрос: как определить угол инноваций? Что ж, на этот вопрос у меня пока нет ответа. Но если я его найду, обязательно поделюсь. Зато могу поделиться прекрасной статьей, которая объясняет мои рассуждения на примере forbes.ru: Как умирала Sony.

Комментариев нет:

Отправить комментарий